Неудобный сон не позволил нам пропустить будильник на этот раз, мы дисциплинированно проснулись на заре и тронулись дальше. Нас ждал соленый Баскунчак, рисовавшийся нам каким-то райским уголком, где хрустальный купол небес касается края земли и куда мы въезжаем по дороге из желтого кирпича.
Мы почему-то забыли, что любая достопримечательность или просто красивое место в России носит печать какого-то совкового проклятия. Усталость затмила нам глаза, но реальность достаточно быстро разбила наши радужные мечты. Ранним свежим утром мы подъехали к поселку Нижний Баскунчак и предвкушали как со вкусом пофоткаемся и попьем чаю на берегу этого знаменитого озера, к которому мы ехали уже третий день кряду.
Каково же было наше удивление, когда мы поняли, что не можем подъехать не просто к берегу озера, но даже на полкилометра к нему приблизиться нем можем. Туда нет дороги. Словно в тягучем кошмаре мы начали метаться по этому героическому поселку. Не помогло. Нет подъезда и все. Кроме того, озеро от поселка отделяют две железнодорожные ветки. Мы выехали из поселка в надежде объехать его и подобраться к нашей цели. Просто потеряли час, блуждая по оврагам, которые хорошо подошли бы для танкового биатлона. Снова вернулись в поселок.
Настроение было так себе. Мы были невыспанные, усталые и раздраженные. Хотелось плюнуть и поехать дальше. Постепенно начали просыпаться жители, но у них тоже не сразу удалось добиться разведданных. Спрашиваем тетку – как проехать? – Ой, вы лучше у кого-нибудь другого спросите!
Блин, это же Нижний Баскунчак, я же не прошу показать дорогу в Казахстан!
Мы пытались оставить машину у железки и дальше пойти пешком, но оказалось, что дальше за этой железкой – обрыв.
Поплутали еще какое-то время и выбрали место, где железнодорожную ветку мы смогли пересечь пешком.
Почти сразу земля сменилась соленой коркой. В прошлом году мы пытались пройти по такой корке на Кояшском озере в Крыму и там это оказалось невозможным. Там корка проламывалась и ноги увязали в грязи. Но тут повезло больше – земля держала нашу грешную поступь и мы двинулись вперед. Здесь нужно было пересечь дамбу еще раз. Она оказалась вполне рабочей, раз в пять минут по ней ходит железнодорожный состав. Он идет на соляную выработку, там его чертовски быстро загружают солью и он увозит ее куда-то в поселок.
В результате мы добрались до воды, откуда и открываются те самые инста-пейзажи, которые в количестве выпадают в энторнетах по запросу «Баскунчак».
Мы тоже отвели тут измученную душеньку. Но купаться не стали. Не было сменной одежды, к тому же нужно было бы потом искать где-то воду для смыва соли, оставлять которую на себе знающие люди не рекомендуют, несмотря на всю ее целебную силу.
Пейзажи по-настоящему дельные. Некоторые ракурсы почти полностью лишены каких бы то ни было деталей. В других случаях небесно-соляной фон словно специально создан, чтобы выделить что-то лаконичное и очень художественное. Старые, покрытые солью сваи. Реликтовый соляной комбайн. Или портрет туриста.
На горизонте видна гора Богдо. Поскольку, это единственное возвышение пустыни на площади сто миллионов гектаров, она является не менее знаменитой, чем сам Баскунчак и объединена вместе с ним один заповедник. Но на нее мы решили полюбоваться издали, помня о том, с какими усилиями мы пробились к Баскунчаку.
На обратном пути нам стали попадаться живые люди. Встретили пожилую парочку, оказались туристы из Удмуртии. Сказали, что проводят здесь отпуск ежегодно, оздоровляются. А вы говорите – Мертвое море, Израиль. Ищите пророка в своем отечестве. И курорты тоже. Три дня в дороге, километр пешком – и вы в раю.
Гештальт закрыт, цель достигнута. Спасибо, Баскунчак.
Впереди – дорога на Астрахань.