Рассказываем, каким был авиасалон МАКС в 2011. Учитывая характер мероприятия, кардинально ничего не меняется.
Жуковский
Во время авиасалона каждый куст и перекресток Жуковского бывает оборудован праздничным милиционером в белой рубашке.
Само поле расположено не где-нибудь на выселках, а практически в городской черте. Проезжаешь парк, видишь сооружение, внешне похожее на стадион, заезжаешь в него и ты на аэродроме. Несколько больших старых ангаров, из фасада одного из них торчит хвост большого самолета.
Первый кордон – безопасность, шмонают поклажу, а имеющийся лимонад просят хлебнуть. Отказываться невежливо, хотя в голове прыгают мысли: что будет, если закричать: «Нет, нет, ни за что! Лучше убейте!». Набив доверху овощной лоток фотокамерами, подняв руки и шепотом повторяя «не стреляйт!», проходим на ТЕРРИТОРИЮ. Дальше – сличение паспортов, и потом – поле.
Наш фотограф Володя настойчиво интересовался у всех встречных-поперечных:
— Скажите, а рапторы будут? Девушка, вы не в курсе, Т-50 уже завезли? А, сами ищете? Ну-ну…
Ассортимент, по большей части — военный. Новые истребители, старые бомбардировщики, беспилотники, вертолеты и еще что-то, названия чего я не знаю. При этом – куча ракет, зениток, пусковых установок и систем залпового огня. Из простого спекулянтского сорокафутового контейнера торчат трубы С-300. Или даже С-400. Я определить на глаз не берусь. Эту штуку можно возить по обычным дорогам на обычном гражданском тягаче и все будут думать, что это арбузы. Хотя, наверное, контрофактные, напичканные марганцовкой и селитрой арбузы, которыми с апреля забито все примкадье, унесли больше жизней чем такие ракеты.
Очень много иностранцев, преимущественно китайцев. На открытом воздухе – лайнеры и истребители, в павильонах – куча других полезных мелочей – алмазные стеклорезы, квадрокоптеры для летающих камер. Там и сям в толпе гордо и весело вышагивают пилоты «наших западных партнеров», среди них встречаются густо украшенные орденскими планками. Видимо, за повышение уровня демократии в недоразвитых точках мира.
Нам говорили, что пойдем на боинговский новый дримлайнер, который был одним из главных событий салона, но, как это обычно бывает, пролетели, потому что кто-то кому-то не сказал, что мы придем. Зато попали на новый Туполев, правда, недоделанный и недоиспытанный. В его кабине удалось посидеть и покрутить руль. Хозяева самолета были очень великодушны, но кто-то за спинами шикал на нас: «Не трогайте красные кнопки!». А спроси такого формулу Можайского – еще неизвестно что получится.
На новый Аэробус 380 не пошли – не хватило сил. По прошествии 5 часов мы были на грани теплового удара. Было очень жарко, кондиционировались только самые большие павильоны, кулеров с водой не было, навесов у самолетов, куда пускали сеансами через каждые полчаса, тоже не было.
— Все, я наелся самолетами от пуза, больше не могу. Надо срочно сменить тему. Очень хочется каких-нибудь паровозов, — делился Володя и я был с ним чертовски солидарен.
Туалет нами найден был только один на всю гигантскую территорию, пока вернешься от него туда, откуда пришел – хоть опять собирайся. Одним из спонсоров тусовки является Пепсико, так что из еды в ларьках – сплошные чипсы и кола. Обед в столовке, называемой рестораном, обошелся в 1800 р.: 2 супа, 2 тефтели, 2 компота, 2 гарнира и 1 яблочная шарлотка для фотографа, а на себе я сэкономил.
Сувениры в своей массе убоженькие: уродливые кепки, какие-то тарелки, очень детские самолеты идиотских расцветок, каким место в магазине «Все по 36 рублей», а не на авиасалоне. В одном месте обнаружилась дельная модель шаттла, так и то – омэриканского челнока, стоимостью 8000 р. – кому оно надо. Понятно, что основные деньги в ходе мероприятия делаются на боевых ракетах и тефтелях.
Раптора нам не показали